.
Приложение к ООП НОО
Коррекционно –
развивающие занятия
(адаптированная рабочая программа для
обучающихся 1-4 класса)
Содержание адаптированной программы коррекционно-развивающих занятий
1 класс (33 часа на учебный год)
Стартовая диагностика готовности к школьному обучению (1ч).
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (3ч).
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических
комплексов, связанных с периодом адаптации. Упражнения-этюды на перевоплощение,
рисунки «Моя проблема», тестирование уровня тревожности с помощью методики
«Дом. Дерево. Человек». В конце первого этапа проводится обязательное тестирование
уровня утомления, по результатам которого даются рекомендации родителям.
Раздел 2. Формирование общеинтеллектуальных умений (9ч).
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с
обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые
закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете
разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и
мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с
указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме,
количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: «Исключи
лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи 1го типа с прямым утверждением.
Раздел 3. Развитие внимания (6ч).
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с
выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из
карточек по образцу («Мозаика»), знакомство с игрой «Муха» — 1-й уровень (с указкой
у доски), игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы...», «Запутанные дорожки».
Раздел 4. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти (6ч).
Упражнения на запоминание различных предметов (5—6 предметов без учета
месторасположения), игры «Внимательный художник», «Найди отличия».
Раздел 5. Развитие пространственного восприятия и воображения (3ч).
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема,
выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и
воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия —
слева, справа, перед, за и т.п.): «Графический диктант», наложенные рисунки,
составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной
фигуры из двух или более изображений.
Раздел 6. Формирование простейших поисковых умений (4ч).
Знакомство с причиной и следствием событий, с противоречиям. Упражнения на
поиск и выявление закономерностей, умозаключения по аналогии, целенаправленный
перебор логических возможностей. Составление загадок с использованием главной
функции предмета.
Итоговая диагностика (1ч).
2 класс (34 часа на учебный год)
Стартовая диагностика (1ч).
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений (9ч).
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение
строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется
абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие
обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй
девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением
1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери
пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Раздел 2.Развитие внимания (6ч).
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков
самоконтроля. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант»
(двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» — 2-й уровень (с
визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление
узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра
«Внимательный художник»).
Раздел 3.Развитие памяти (4ч).
Развитие визуальной и аудиальной памяти. Упражнения, аналогичные
используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается
(5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания
информации.
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения (3ч).
Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов
конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение:
«Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок»,
получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по
образцу и памяти.
Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений (6ч).
Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам.
Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения цели.
Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных
изменений и найти лучшее решение.
Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы (4ч).
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску,
требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические
задачи).
Итоговая диагностика (1ч).
3 класс (34 часа на учебный год)
Стартовая диагностика (1ч).
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений (9ч).
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности
анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с
абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения,
абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с
последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности
для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной
закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3
особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур
(или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений,
связывающих три объекта (аналитические задачи 2-го типа).
Раздел 2.Развитие внимания (6ч).
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление
детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» — 3-й уровень (работа в
умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом
тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.
Раздел 3.Развитие памяти (4ч).
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема,
устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в
долговременную память). Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с
увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение
«Зрительный диктант», игра «Волшебный мешочек».
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения (3ч).
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения, аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных
геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов
«Волшебный круг»
Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений (6ч).
Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения
цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их
возможных изменений и нахождение лучшего решения. Решение частично-поисковых
задач разного уровня.
Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы (4ч).
Развитие навыков совместной деятельности. Упражнения, развивающие навыки
совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
Итоговая диагностика(1).
4 класс (34 часа на учебный год)
Стартовая диагностика (1ч).
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений (9ч).
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактнологическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения,
абстрагирования. Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение
классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации;
решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений
(аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»);
переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и
недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое
обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в
приводимых рассуждениях («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое»,
«Продолжи закономерность»).
Раздел 2.Развитие внимания (6ч).
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Упражнения,
аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов
деятельности.
Раздел 3.Развитие памяти (4ч).
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема,
сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с
отсроченной инструкцией.
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения (4ч).
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи
поискового характера.
Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений (5ч).
Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения
цели. Умение делать определенное умозаключение для формирования выводов из
нескольких суждений. Целенаправленный перебор логических возможностей. Решение
поисковых задач разного уровня.
Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы (4ч).
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной
деятельности, окончание формирования социального статуса ученика
Итоговая диагностика (1ч).
Цели, задачи программы коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи детям младшего
школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в освоении
образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса, формировании универсальных учебных
действий, с учетом возможностей ребенка.
Задачи программы:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения,
обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов);
развитие внимания (устойчивости, концентрации, переключения, самоконтроля и
т.д.);
развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов
запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной
координации;
формирование учебной мотивации и полезной деятельности;
развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного
периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование
адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
1.5 Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.
Познавательные УУД:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Задавать вопросы.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Использовать разные стили и типы речи в общении.
Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Воспитательный потенциал предмета «Коррекционно-развивающие занятия»
реализуется через
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со взрослыми и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через обращение внимания на ярких деятелей культуры,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они
внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их
жизни, на мотивы их поступков.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
Применение
на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательноевоздействиеналичностьвсоответствиисвоспитательнымидеалом,
целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения
к чужим
идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий с 1 - 4 класс.
1 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
1
Стартовая диагностика готовности к школьному обучению.
2-3
«Я ученик!».
4
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
5
6
7-8
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне.
Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы.
910
1112
13
Сравнение предметов, слов и чисел.
1415
1617
18
19
2021
2223
24
25
Упражнения на развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.
26
27
28
2930
3132
Учимся ставить цель. Личный план действий.
Упражнения на восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона.
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Учимся находить простые закономерности.
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям
Оперирование признаками предметов.
Упражнения на развитие наблюдательности.
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.
Составление простых узоров из карточек по образцу. Знакомство с игрой «Муха».
Упражнения на развитие визуальной памяти.
Упражнения на развитие аудиальной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов.
Уровень объема кратковременной визуальной памяти.
Упражнения на простейшие умозаключения.
33
Диагностика на конец учебного года.
Всего 33 часа
2 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
1
2
3
Стартовая диагностика на начало учебного года.
Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару»,
аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
4
Упражнения на простейшие обобщения типа
«Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое».
Сравнение предметов, слов и чисел.
Учимся выделять существенные признаки предметов.
Учимся устанавливать связи между предметами.
Оперирование признаками предметов.
Упражнения на повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» — 2-й уровень.
Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Уровень устойчивости внимания.
5-6
7-8
9
10
11-12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Упражнения на развитие визуальной памяти с увеличением объем материала для запоминания (5—7 предметов с учетом расположения).
Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально.
Упражнения на развитие смысловой памяти.
Уровень объема кратковременной визуальной памяти.
Упражнения на развитие пространственной координации. Развитие восприятия «зашумленных» объектов.
Упражнения на развитие воображения.
Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки со счетными палочками.
Учимся находить простые закономерности.
Упражнения на простейшие умозаключения.
Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические
задачи).
Итоговая диагностика на конец учебного года.
Всего 34 часа
9
3 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
1
2
3
3
3
6-7
8
9
10
11-12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Вводное занятие. Стартовая диагностика на начало учебного года.
Классификация предметов и явлений. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Комбинированные задания для овладения операцией «классификация».
Формирование умения относить предметы к роду (родовые и видовые понятия).
Формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий).
Формирование умения давать определение понятиям.
Задания и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений.
Диагностика уровня сформированности умения проводить классификацию, отношения типа род - вид, обобщение, ограничение, определение понятий.
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности.
Формирование навыков произвольности. Игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане).
Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности.
Упражнения на развитие визуальной памяти.
Упражнения на развитие аудиальной памяти.
Упражнения на развитие тактильной памяти.
Уровень развития кратковременной слуховой, смысловой памяти.
Упражнения на развитие пространственной координации.
Упражнения на развитие воображения.
Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки. Задачи – смекалки.
Учимся устанавливать закономерности.
Упражнения на развитие мышления по аналогии.
Логичность умозаключений.
Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Развитие навыков совместной деятельности.
Развитие чувства ответственности за принятое решение.
Итоговая диагностика
Всего 34 часа
10
4 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
1
2-3
Стартовая диагностика на начало учебного года.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
4
5-6-7
Упражнения на развитие логической операции отрицания.
Упражнения с лишними и недостающими данными,
(«Подбери пару»,
«Угадай слово»,
«Дорисуй девятое»,
«Продолжи закономерность»).
8-9
10
11-12
13-14
15-16
17
18-19
Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства).
Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза, умение проводить простейшие доказательства.
Упражнения на развитие внимания. Самостоятельное планирование этапов деятельности.
Упражнения на развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Развитие саморегуляции и переключения внимания.
Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности.
Упражнения на развитие визуальной, аудиальной кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Уровень развития кратковременной слуховой, визуальной памяти.
Упражнения на развитие пространственной координации.
20-21
22
23-2425
26-2728
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
29-30
31-3233
Решение криптограмм, пиктограмм.
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика.
34
Итоговая диагностика
Всего 34 часа
Решение аналитических задач.
11