РП Обществознание 5

Приложение к ООП ООО

Обществознание
(рабочая программа для обучающихся 5 класса)

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса

Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и
образовательных целей и задач школы.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих
целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления
человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления
в процессе восприятия социальной информации и определения собственной
позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;

4. Овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности в основных характерных для
подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений.
Исходя
из
концептуальных
подходов
к
современному
обществоведческому образованию и особенностей учащихся младшего
подросткового возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для
усвоения знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной,
эмоционально-оценочной деятельности;
- способствовать усвоению на информационном, практическом и
эмоциональном уровне идеалов и ценностей
(патриотизма, уважения
гражданских прав и свобод;
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в
формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового
и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне
основных социальных ролей (член семьи, учащийся школы, труженик,
собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить
практическое
владение
способами
получения
адаптированной социальной информации из различных источников;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный
словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и
понятий;
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
обществознание в 5 классе
В результате изучения предмета «Обществознание» у обучающихся
необходимо сформировать:
1) осознанное чувство российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;

3) формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Результатами изучения обществознания являются следующие умения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью
Раздел 2. Содержание учебного курса «Обществознание» 5 класс (34
часа)
В 5 классе содержание курса носит преимущественно
пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших
подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по
отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимые
для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести
учащихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире;
будет способствовать определению учащимися своего места в мире и
выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у
учащихся представлений о себе как гражданине общества.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит учеников
в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и
эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие
важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого
общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений
не только о важнейших социальных институтах и их общественном
назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с
ними.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ
жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы.
Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные
социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового
возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на соци-альное положение
личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане
России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и
традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути
их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ
ОБЩЕСТВО
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии
общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и
проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства
общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в
современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное
устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что
значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов
России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ

НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные
традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила
нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные
чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества
и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты
права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства.
Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и
гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные
права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности
российского гражданина.
Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным
богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные
правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность
работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в
трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление
и
наказание.
Правовая
ответственность
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и
потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное
регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет.
Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в
начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль
человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная
успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи.
Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество
как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей
и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом
в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав
общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство».
Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества.
Социальная
политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных
отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА.
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы
государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство
России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы
и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей.
Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти.
Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная
система.
Межгосударственные
отношения.
Международные
политические
организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность.
Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых
конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
КУЛЬТУРА
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой
информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур
как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые
религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство.
Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым
переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир
современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее
создаётся молодыми.
Раздел 3. Тематическое планирование (с указанием часов, отводимых на
изучение отдельных тем)
№

Глава, тема урока

КолОсновное содержание
во
часов
Глава 1. Человек (6ч.)

1.

Загадка человека

2

Цели
и
ценности
человеческой
жизни.
Природа
человека.
Человек – биологическое
существо.
Отличие
человека от животных.
Наследственность

2

Отрочество – особая 2
пора жизни

Отрочество-особая пора
жизни.
Особенности
подросткового возраста.
Размышления подростка
о
будущем.
Самостоятельность
–
показатель взрослости.

3

Практикум по главе

4

Семья и
отношения

5

Семейное хозяйство

Характеристика
основных видов
деятельности
Раскрывать
на
конкретных
примерах
цели
и
ценности
человеческой
жизни.
Характеризовать
и
конкретизировать
конкретными примерами
биологическое
и
социальное в природе
человека.
Сравнивать
свойства
человека
и
животных.
Описывать отрочество как
особую пору жизни.
Раскрывать
на
конкретных
примерах
значение
самостоятельности
как
показателя взрослости.

2

семейные 1

1

Глава 2. Семья (4 ч.)
Семья
и
семейные
отношения. Семья под
защитой
государства.
Семейный кодекс. Виды
семей. Отношения между
поколениями. Семейные
ценности и нормы.

Сравнивать
двухпоколенные
и
трехпоколенные семьи.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с отношениями
в семье, типичными для
разных
стран
и
исторических периодов.
Выражать собственную
точку зрения на значение
семьи.
Семейное
хозяйство. Характеризовать
Забота и воспитание в совместный труд членов

семье.
Распределение
обязанностей.
Обязанности подростка.
Рациональное ведение
хозяйства.

6

Свободное время

1

7

Практикум по Главе

1

8

Образование в жизни 1
человека

9

Образование
самообразование

10

Одноклассники,
сверстники, друзья

Свободное
время.
Занятия физкультурой и
спортом. Телевизор и
компьютер. Увлечения
человека.
Значимость
здорового образа жизни.

Глава 3. Школа (5 ч.)
Роль образования в
жизни
человека.
Значение
образования
для общества. Ступени
школьного образования.

и 2

Образование
и
самообразование. Учеба
–
основной
труд
школьника. Учение вне
стен школы. Умение
учиться.

1

Отношения
младшего
подростка
с
одноклассниками,

семьи.
Сравнивать
домашнее
хозяйство
городского и сельского
жителя.
Описывать
собственные обязанности
в ведении семейного
хозяйства.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с проведением
подростками свободного
времени. Описывать и
оценивать собственные
увлечения в контексте
возможностей
личностного
развития.
Характеризовать
значимость
здорового
образа жизни.
Исследовать несложные
ситуации
из
жизни
человека и общества,
раскрывающие
значимость образования в
наше время и в прошлом.
Описывать
ступени
школьного образования.
Характеризовать
учебу
как
основной
труд
школьника. Опираясь на
примеры
из
художественных
произведений, выявлять
позитивные результаты
учения. С опорой на
конкретные
примеры
характеризовать значение
самообразования
для
человека.
Оценивать
собственное
умение
учиться и возможность
его развития. Выявлять
возможности
практического
применения получаемых в
школе знаний.
Использовать элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике

сверстниками, друзьями. социальных
связей
Дружный класс.
младшего подростка с
одноклассниками,
сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать
примерами
значимость
товарищеской поддержки
сверстников для человека.
Оценивать собственное
умение
общаться
с
одноклассниками
и
друзьями.
11

Практикум по Главе

1

12

Труд – основа жизни

2

13

Труд и творчество

2

14

Практикум по главе

2

15

Наша Родина - Россия

3

16

Государственные
символы России

2

Глава 4. Труд (6 ч.)
Труд основа жизни.
Содержание и сложность
труда. Результаты труда.
Заработная плата. Труд –
условие благополучия
человека.
Благотворительность и
меценатство.

Труд
и
творчество.
Ремесло.
Признаки
мастерства. Творческий
труд.
Творчество
в
искусстве.
Глава 5. Родина (10 ч.)
Наша Родина – Россия,
Российская Федерация.
Многонациональное
государство.
Русский
язык – государственный.
Любовь к Родине. Что
значит быть патриотом.

Объяснять
значение
трудовой
деятельности
для личности и общества.
Характеризовать
особенности труда как
одного из основных видов
деятельности человека.
Различать материальную
и моральную оценку
труда.
Приводить
примеры
благотворительности
и
меценатства. Определять
собственное отношение к
различным
средствам
достижения успеха в
труде.
Различать творчество и
ремесло.
Раскрывать
признаки мастерства на
примерах
творений
известных мастеров.

Объяснять смысл понятия
«субъект РФ», знать и
называть статус субъекта
РФ, в котором находится
школа. Характеризовать
особенности России как
многонационального
государства. Объяснять
значение русского языка
как
государственного.
Приводить
примеры
проявлений патриотизма.
Государственные
Описывать
основные
символы России. Герб, символы РФ, знать текст

флаг,
гимн,
государственные
праздники.
История
государственных
символов. Москва –
столица РФ.

17. Гражданин России

2

Гражданин – отечества
достойный сын. Права и
обязанности
граждан
РФ. Гражданственность.
Юные граждане РФ:
какие права человека
получают от рождения.

18

Мы
– 2
многонациональный
народ

Россия
–
многонациональное
государство.
Национальность
человека. Народы России
–
одна
семья.
Многонациональная
культура
России.
Межнациональные
отношения.

19

Практикум по Главе

1
Проектная деятельность ( 3 ч.)

гимна РФ. Использовать
дополнительные
источники информации
для создания коротких
информационных
материалов, посвященных
государственным
символам РФ. Составлять
собственные
информационные
материалы о Москве –
столице РФ.
Объяснять
и
конкретизировать
примерами
смысл
понятия
«гражданин».
Называть
и
иллюстрировать
примерами
основные
права
граждан
РФ.
Называть
обязанности
граждан РФ. Приводить
примеры добросовестного
выполнения гражданами
обязанностей. Приводить
примеры и давать оценку
проявлениям
гражданственности,
представленным в СМИ.
Характеризовать
и
конкретизировать
примерами этнические и
национальные различия.
Показывать
на
конкретных
примерах
исторического прошлого
и современной жизни
российского
общества
проявления толерантного
отношения
к
людям
разных национальностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».