Приложение к ООП НОО
МОЙ ПРОЕКТ
(рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся 4 классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой проект».
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов,
который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу
проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений,
способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики
приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них
появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом
возрастной специфики учащихся.
Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о
том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за
развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное
школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них
научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все
нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует
«…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа
усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это
специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к
поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной
деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной
для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает
естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется
практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения, обозначенной
учителем проблемы, обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности,
формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных
способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и
самоопределения младшего школьника.
Задачи:
1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта
(познавательные УУД).
2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия
(коммуникативные УУД).
3. Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей
деятельности (регулятивные УУД).
4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта
(личностные УУД)
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение
формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые
социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою
деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация –
общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и
окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания.
Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по
требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного
наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным
процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию,
организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Место курса в учебном плане
Программа «Мой проект» включает 34 часа по 1 занятию в неделю в 4 классах.
Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь
создавать проект», А.И.Савенкова «Я – исследователь».
Планируемые результаты.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
• Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
• Формируется навык планирования деятельности.
• Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на
другие виды деятельности.
• Формируется опыт защиты своей идеи.
• Формируется опыт самоопределения.
• Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
• Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
• Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей
действительности, адекватно реагировать на нее.
Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно
выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.
Программа предусматривает достижение результатов:
(4 класс)
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по
разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
результаты
личностные
формируемые умения
формировании у детей мотивации к
обучению,
о
помощи
им
в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического
и
творческого мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с
учителем;
• планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
и
условиями ее реализации, в том
средства формирования
организация на уроке парногрупповой работы
в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве
числе во
внутреннем плане осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по
результату;
познавательные
умения учиться: навыках решения
творческих задач и навыках поиска,
анализа
и
интерпретации
информации.
добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную
работу.
• осуществлять поиск необходимой
информации
для
выполнения
учебных заданий с использованием
учебной
литературы;
основам
смыслового чтения художественных
и познавательных текстов, выделять
существенную
информацию
из
текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
коммуникативные Учиться выполнять различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,
критика).
умение координировать свои усилия
с усилиями других.
• формулировать собственное мнение
и
позицию;
• договариваться и приходить к
общему
решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения
интересов; задавать вопросы;
допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться
на
позицию
партнера
в
общении
и
взаимодействии; учитывать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве
• осуществлять
расширенный
поиск
информации
с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
аргументировать свою позицию
и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
Содержание 4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над
проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике,
который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего
именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на
данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора
проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Составление паспорта проекта
2
2
Создание постера
3
3
Освоение программы МРР
6
4
Тесты. Тестирование
3
5
Виды проектов
10
6
Работа с памятками
2
7
Критерии итогового оценивания проектной 6
деятельности учащихся
8
Защита проектов
ИТОГО:
Резерв
2
34
Тематическое планирование для 4 класса
№
Тема
занятия
1
Наблюдение и экспериментирование
Кол.
часов
2
2
3
Дата
изучения
5.09
12.09
Методы исследования
2
19.09
4
5
Наблюдение и наблюдательность
2
6
26.09
03.10
10.10
7
Совершенствование техники экспериментирования
1
17.10
8
Интуиция и создание гипотез
1
24.10
9
Правильное мышление и логика
2
07.11
10
11
13.11
Искусство делать сообщения
2
12
20.11
27.11
13
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
1
04.12
14
Семинар «Как готовиться к защите»
1
11.12
15
Определение проблемы и выбор темы собственного 1
исследования
Индивидуальная работа по планированию и 3
проведению самостоятельных исследований
18.12
16
25.12
17
09.01
18
15.01
19
Коллективная игра-расследование
2
20
21
22.01
29.01
Индивидуальная консультационная работа
проведению самостоятельных исследований
по 7
05.02
22
12.02
23
19.02
24
26.02
25
04.03
11.03
26
27
25.03
28
Семинар
1
01.04
29
Участие в защитах исследовательских работ и 2
творческих проектов учащихся
08.04
15.04
30
31
Подготовка собственных работ к защите
2
22.04
32
33
34
29.04
Собственная защита исследовательских работ и 2
творческих проектов
06.05
13.05
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для
4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
• альбом,
• газета,
• гербарий,
• журнал, книжка-раскладушка,
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальная подборка,
• наглядные пособия,
• паспарту,
• плакат,
• план,
• серия иллюстраций,
• сказка,
• справочник,
• стенгазета,
• сувенир-поделка,
• сценарий праздника,
• учебное пособие,
• фотоальбом,
• экскурсия.
Критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств