РП решу ОГЭ по биологии 9

Приложение к ООП ООО

Подготовка к ОГЭ по биологии
(рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся 5-9 класса)

Содержание изучаемого курса
Введение (2ч)
Тема 1. Биология как наука (1ч)
Методы
биологии.
Роль
биологии в
формировании
современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы
изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание,
измерение биологических объектов.
Тема 2. Признаки живых организмов (2ч)
1. Клеточное строение организмов Клеточное строение организмов как
доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система.
Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки –
белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены
и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.
Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение
в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки,
цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. Вирусы – неклеточные формы
жизни.
2. Признаки живых организмов. Признаки организмов. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Классификация организмов по способам
питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов
растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и
размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (18ч)
3.1 Царство Бактерии. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни
человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений,
животных, человека.
3.2 Царство Грибы. Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация,
роль и место в биосфере, значение для человека
. 3.3 Царство Растения. Царство Растения. Систематический обзор царства
Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
3.4. Царство Животные. Царство Животные. Систематический обзор царства
Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные.
Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип
Хордовые. Общ
3.5 Учение об эволюции органического мира. Учение об эволюции органического
мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и
животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
Тема 4. Человек и его здоровье (7ч)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от
них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

4.2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная
дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции
функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального
и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение
спинного и головного мозга
. 4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Питание.
Система пищеварения. Роль ферментов в
4.4. Дыхание. Система дыхания. Дыхание. Система дыхания.
4.5. Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа,
тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение.
Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней
среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная
система. Сердце. Работа и регуляция.
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт
веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы
органов.
4.7. Обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ и превращение
энергии в организме человека. Витамины.
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Выделение
продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные
единицы органов.
4.9. Покровы тела и их функции. Покровы тела и их функции.
4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие
организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы
органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Опора и движение.
Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. 4.12.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Структурно-функциональные единицы органов.
4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Психология
и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его
значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека.
Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:

аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание,
рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и
наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп,
гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые,
органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика:
отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней;
травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
4.15. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего;
кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях,
повреждении зрения.
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2ч)
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой
природе.
5.2. Экосистемная организация живой природы. Экосистемная организация живой
природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем.
5.3. Учение о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других
людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2ч)

Учебный план
№ п/п Раздел
1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии
Тема 2. Признаки живых организмов.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
Тема 4. Человек и его здоровье
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Тема 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
Итого:

Кол - во
часов
2
1
2
18
7
2
2
34

Планируемые результаты освоения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются
по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные:


Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:



осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;



с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы
на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;



учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.



Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.



Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.



Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной
траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного
образования.



Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.



Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.



Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.



Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и
осваивая стратегию рационального природопользования.



Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования.



Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.



Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:



– риск взаимоотношений человека и природы;



– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:
Регулятивные УУД:


Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.



Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.



Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).



Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.



Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер).



Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.



Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства
(в том числе и Интернет).



Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.



В ходе представления проекта давать оценку его результатам.



Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.



Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.



Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого
надо сделать»).

Познавательные УУД:


анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:



давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;



осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;



обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.



строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.



создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.



представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.



преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата.



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого

самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.


самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:


Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.



В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).



Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.



Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.



Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.

Предметные:
В результате изучения курса биологии в основной школе:


Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные
биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.



Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное
и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как
науки.



Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.



Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях),
ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:


осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;



выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;



ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать
полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;



создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях
и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Календарно- тематическое планирование
№
п/п
1

2

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема, раздел
Введение (2ч)
Ознакомление с процедурой проведения итоговой аттестации в
форме ОГЭ, критериях оценки знаний учащихся и правилах
заполнения экзаменационных бланков, принципах эффективного
распределения времени на экзамене, подготовки ответа
и
правильного его выстраивания и изложения.
Структура и содержание КИМ в ОГЭ по биологии. Выявление
уровня знаний учащихся, сдающих ОГЭ. Пробное тестирование
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1ч)
Биология как наука. Методы биологии
Тема 2. Признаки живых организмов (2ч)
Клеточное строение организмов.
Признаки живых организмов
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
(18ч)
Царство Бактерии.
Царство Грибы
Царство Растения. Отличительные признаки. Многообразие и
значение растений в природе и жизни человека
Водоросли – низшие растения.
Высшие споровые растения
Отдел Голосеменные
Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
Царство Животные. Тип Простейшие
Особенности строения и жизнедеятельности Кишечнополостных.
Особенности строения и жизнедеятельности Плоских, Круглых и
Кольчатых червей
Тип Моллюски.
Тип Членистоногие
Класс Хрящевые и костные рыбы.
Класс Земноводные.
Класс Пресмыкающиеся.
Класс Птицы
Класс Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира
Тема 4. Человек и его здоровье (7ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план

Кол-во
часов
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

строения и процессы жизнедеятельности человека
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма.
Опорно-двигательная система. Покровы тела и их функции
Кровеносная и эндокринная системы.
Дыхательная и пищеварительная системы.
Выделительная и половая системы.
Анализаторы. Психология и поведение человека. Высшая нервная
деятельность.
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия
видов
Экосистемная организация живой природы. Учение о биосфере.
Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2ч)
Решение заданий КИМ. Разбор Демоверсии.
Пробное ОГЭ. Работа над ошибками.
Итого: 34 часа

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».