Приложение к ООП ООО
РЕШУ ОГЭ по русскому языку
(рабочая программа для обучающихся 9 класса)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы данного курса:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-способность извлекать информацию из различных источников;
-умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения
или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков; способность применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном
языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и
единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы
текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план,
тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный
выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически
корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма
основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки
зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение
текста. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии
исходного текста. Исключение. Обобщение. Упрощение. Тема, идея, ключевые (опорные)
слова. Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание сжатого изложения.
Раздел 2. Сочинение. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.
Тема, идея, проблема текста. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и концовки сочинения. Особенности написания сочинениярассуждения на лингвистическую тему (Задание 13.1), на тему, связанную с анализом
текста (Задание 13.2., 13.3) Написание контрольного сочинения по выбору учащихся .
Классификация речевых и грамматических ошибок.
Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом. Анализ содержания текста. Текст
как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ
содержания текста.
Анализ средств выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Орфографический анализ. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное
написание. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Лексический анализ. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению
Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Словосочетание.
Виды подчинительной связи .Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом
предложениях.
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
Тема
Структура экзаменационной работы по русскому языку в
формате ОГЭ и критерии ее оценивания.
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся
находить микротемы исходного текста. Абзацное членение
текста.
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста.
количество
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема
ОБОБЩЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема
УПРОЩЕНИЕ.
Выполнение тренировочного варианта изложения.
Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных
измерительных материалов для проведения итогового
собеседования по русскому ЯЗЫКУ
Критерии оценивания выполнения заданий контрольных
измерительных материалов для проведения итогового
собеседования по русскому языку
Чтение текста вслух. Подробный пересказ текста с
включением приведённого высказывания
Монологическое высказывание и диалог
Задание 13.1, 13.2, 13.3
Структура сочинения. Критерии оценки знаний.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и концовки сочинения.
Корректировка текста.
Учимся формулировать тезис и аргументировать его.
Учимся писать вывод сочинения
Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую
тему (13.1)
Отработка навыка написания сочинения на понимание фрагмента
текста (13.2)
Отработка навыка написания сочинения (13.3)
Классификация речевых и грамматических ошибок.
Фактические ошибки.
Синтаксический анализ предложений. Задания 2,3
Пунктуационный анализ предложений. Задания 4,5
Орфографический анализ слов. Задания 6,7
Правописание безударной гласной в корне слова.
Правописание безударной гласной в корне слова.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи.
-Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание окончаний различных частей речи.
Основные грамматические (морфологические) нормы современного
русского литературного языка. Задание 8
Грамматическая синонимия словосочетаний. Задание 9
Смысловой анализ текста. Задание 10
Основные выразительные средства лексики и фразеологии
(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и др.).
Задание 11
Лексический анализ слова. Задание 12
Итоговая работа в формате ОГЭ.
Итоговая работа в формате ОГЭ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1