РП_шахматы_5-7

Приложение к ООП ООО

Шахматы
(рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся 5-7 классов)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 5-7 класса
является частью Основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ

СОШ

п. Красноглинный и состоит из следующих

разделов:
1. Планируемые результаты освоения программы;
2. Содержание программы;
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Шахматы»
Цели программы:
• способствовать становлению личности школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей,
• реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.
Задачи курса:
• совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
• формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; •
развитие

умения

контактировать

со

сверстниками

в

творческой

и

практической деятельности;

2

• формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
• умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Место учебного курса: Участниками программы являются дети
среднего школьного возраста 11-16 лет, посещающие общеобразовательную
школу. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и
нормам СанПиН. Группы укомплектованы учащимися, режим работы не
превышает 1 часа в неделю. В программе предусмотрены материалы для
самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого
года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека
дебютов и др.). На более поздних этапах в обучении применяется творческий
метод,

для

совершенствования

тактического

мастерства

учащихся

(самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные
тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Предметные результаты:
- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
- Научить играть разными фигурами в совокупности.
- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
- Сформировать умение защиты от мата.
- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Познакомить с историей мировых и русских (советских) шахмат, имена
чемпионов мира.
- Познакомить с правилами разыгрывания основных дебютов и окончаний.
- Научить основам тактики и стратегии шахмат.
- Понимать порядок проведения и организацию шахматных соревнований
(турниров)
- Принимать правила этикета при игре в шахматы и их выполнение
- Сформировать умение проводить комбинации.
3

- Развивать восприятие, внимание, воображение.
2. Содержание программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций.
Содержание первого года обучения включает в себя следующие
разделы:
1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем".
2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.
3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их
роль в игре.
4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блицшахматы, долгие шахматы.
5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на
постановку мата в несколько ходов.
6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка,
комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система
защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия,
типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.
7.

Повторение

изученного

в

течение

года.

Шахматные

баталии.

Соревнования в группе.
Содержание второго года обучения включает непосредственно
обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же
знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
Все перечисленные основы игры второго курса обучения можно разделить
на следующие разделы:
1. Повторение. Рокировка. Взятие на проходе.
2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
4

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение
шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.
4. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.
5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к
постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля;
ферзь и король против короля).
6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два
хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле.
7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения,
завлечения, блокировки.
Содержание третьего года обучения направлено на улучшение
игровых качеств обучающихся и, в большей степени, ориентировано на
игровую составляющую. Также предусмотрены моменты повторения, но в
незначительной доле. Все перечисленные основы игры третьего курса
обучения можно разделить на следующие разделы:
1. Повторение, изученного в предыдущем году.
2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение
шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блицшахматы. Игра с часами.
4. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.
5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к
постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля;
ферзь и король против короля).
6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два
хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле.
5

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения,
завлечения, блокировки.

3. Тематическое планирование
5 класс
Наименование

Количест

Характеристика основных видов

разделов, тем

во часов

внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение (2 ч.)
Шахматная доска.

1

Объяснять шахматные термины:
белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.

Знакомство и игровым
"полем".

1

Правильно определять и называть
белые, чёрные шахматные фигуры.
Правильно расставлять фигуры перед
игрой.

Раздел 2. Краткая история шахмат (1 ч.)
Получить представление об истории
шахмат. Сравнивать, сопоставлять,
Краткая история
шахмат. Знакомство с
шахматами, первые

анализировать, находить общее и
1ч

чемпионы.

различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать
информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем. Развивать
интерес к жизни людей.

Раздел 3. Ценность шахматных фигур (1 ч).
Шахматные фигуры.
Основные
функциональные

1ч

Знать названия шахматных фигур:
ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Понимать и объяснять термины:
6

шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её
правила.
Осваивать правила хода и взятия
особенности фигур. Их

каждой из фигур, «игра на

роль в игре.

уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие
на проходе, превращение пешки.
Владеть принципами игры в дебюте.

Раздел 4. Техника матования одинокого короля (1 ч).
Техника матования

Осваивать основные тактические

одинокого короля.

приемы. Понимать и объяснять

Миттельшпиль,
эндшпиль, блиц-

1ч

термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые

шахматы, долгие

поля. Разыгрывать простейшие

шахматы.

пешечные и ладейные эндшпили.

Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (2ч).
Достижение мата. Мат в

Грамотно располагать шахматные

один, два, три и более
ходов. Задачи на

фигуры в дебюте; находить
2ч

несложные тактические удары и

постановку мата в

проводить комбинации; точно

несколько ходов.

разыгрывать простейшие окончания.

Раздел 6. Шахматная комбинация (26 ч).
Шахматные

26 ч

Овладевать логическими действиями

комбинации.

сравнения, анализа, синтеза,

Разнообразие

обобщения, классификации,

шахматной игры.

устанавливать аналогии и причинно-

Рокировка, комбинации,

следственные связи, строить

ведущие к достижению

рассуждения.

материального перевеса,
7

система защиты, атака,
пешка и ее роль,
разрушение
королевского
прикрытия.
Раздел 7. Повторение (1 ч).
Повторение изученного

Сравнивать, сопоставлять,

в течение года.

1ч

Промежуточная

анализировать, находить общее и
различие. Обретать навыки игры.

аттестация.
Всего

34 ч

Тематическое планирование
6 класс
Наименование

Количест

Характеристика основных видов

разделов, тем

во часов

внеурочной деятельности

Раздел 1. Повторение (2 ч.)
Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр шахматных

Объяснять шахматные термины:
1

фигур.

пешки. Варианты

вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть
белые, чёрные шахматные фигуры.

Рокировка. Взятие на
проходе. Превращение

белое и чёрное поле, горизонталь,

Правильно расставлять фигуры перед
1

игрой. Совершать в ходе игры
возможные вариации рокировки

ничьей.

(длинная и короткая).

Раздел 2. Краткая история шахмат (1 ч.)
Происхождение шахмат.
Легенды о шахматах.

1ч

Получить представление об истории
шахмат. Сравнивать, сопоставлять,
8

анализировать, находить общее и
различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать
информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем. Развивать
интерес к жизни людей.
Раздел 3. Шахматная нотация (3 ч).
Знать названия шахматных фигур:
ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Понимать и объяснять термины:

Обозначение

шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,

горизонталей,

длинная и короткая рокировка и её

вертикалей, полей.
Обозначение
шахматных фигур и

правила.
3ч

Осваивать правила хода и взятия
каждой из фигур, «игра на

терминов. Запись

уничтожение», лёгкие и тяжёлые

начального положения.

фигуры, ладейные, коневые, слоновые,

Запись партии.

ферзевые, королевские пешки, взятие
на проходе, превращение пешки.
Владеть основами записи партии.

Раздел 4. Ценность шахматных фигур (4 ч).
Ценность фигур.

Осваивать основные тактические

Сравнительная сила

приемы. Понимать и объяснять

фигур. Достижение

4ч

сравнительную силу фигуры в

материального перевеса.

зависимости от ситуации на доске.

Способы защиты.

Достигать материального перевеса.

Раздел 5. Техника матования одинокого короля (2 ч).
Техника матования
одинокого короля.

2ч

Грамотно располагать шахматные
фигуры в дебюте; находить

Миттельшпиль,

несложные тактические удары и

эндшпиль, блиц-

проводить комбинации; точно
9

шахматы, долгие

разыгрывать простейшие окончания.

шахматы.

Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала (2 ч).
Учебные положения на
мат в два хода в

Овладевать логическими действиями

эндшпиле. Цугцванг.
Учебные положения на
мат в два хода в

сравнения, анализа, синтеза,
2ч

обобщения, классификации,
устанавливать аналогии и причинно-

миттельшпиле. Учебные

следственные связи, строить

положения на мат в два

рассуждения.

хода в дебюте.
Раздел 7. Шахматная комбинация (20 ч).
Шахматные
комбинации.
Разнообразие
шахматной игры.
Рокировка, комбинации,

Овладевать логическими действиями

ведущие к достижению

сравнения, анализа, синтеза,

материального перевеса,
система защиты, атака,

20 ч

пешка и ее роль,

обобщения, классификации,
устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить

разрушение

рассуждения.

королевского
прикрытия.
Промежуточная
аттестация.
Всего

34 ч

Тематическое планирование
10

7 класс
Наименование

Количест

Характеристика основных видов

разделов, тем

во часов

внеурочной деятельности

Раздел 1. Повторение (2 ч.)
Повторение, изученного
в предыдущем году.

1

Объяснять шахматные термины:
белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть

Повторение, изученного
в предыдущем году.

белые, чёрные шахматные фигуры.
1

Правильно расставлять фигуры перед
игрой. Совершать в ходе игры
возможные вариации рокировки
(длинная и короткая).

Раздел 2. Краткая история шахмат (1 ч.)
Получить представление об истории
шахмат. Сравнивать, сопоставлять,
анализировать, находить общее и
Происхождение шахмат.
Легенды о шахматах.

1ч

различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать
информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем. Развивать
интерес к жизни людей.

Раздел 3. Шахматная нотация (2 ч).
Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей.
Обозначение
шахматных фигур и
терминов. Запись

2ч

Знать названия шахматных фигур:
ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Понимать и объяснять термины:
шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её
правила.
11

Осваивать правила хода и взятия
каждой из фигур, «игра на
уничтожение», лёгкие и тяжёлые

начального положения.

фигуры, ладейные, коневые, слоновые,

Запись партии.

ферзевые, королевские пешки, взятие
на проходе, превращение пешки.
Владеть основами записи партии.

Раздел 4. Ценность шахматных фигур (2 ч).
Ценность фигур.

Осваивать основные тактические

Сравнительная сила

приемы. Понимать и объяснять

фигур. Достижение

2ч

сравнительную силу фигуры в

материального перевеса.

зависимости от ситуации на доске.

Способы защиты.

Достигать материального перевеса.

Раздел 5. Техника матования одинокого короля (2 ч).
Техника матования

Грамотно располагать шахматные

одинокого короля.
Миттельшпиль,
эндшпиль, блиц-

фигуры в дебюте; находить
2ч

несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно

шахматы, долгие

разыгрывать простейшие окончания.

шахматы.

Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала (2 ч).
Учебные положения на
мат в два хода в

Овладевать логическими действиями

эндшпиле. Цугцванг.
Учебные положения на
мат в два хода в

сравнения, анализа, синтеза,
2ч

обобщения, классификации,
устанавливать аналогии и причинно-

миттельшпиле. Учебные

следственные связи, строить

положения на мат в два

рассуждения.

хода в дебюте.
Раздел 7. Шахматная комбинация (23 ч).
Шахматные

23 ч

Овладевать логическими действиями
12

комбинации.
Разнообразие
шахматной игры.
Рокировка, комбинации,
ведущие к достижению

сравнения, анализа, синтеза,

материального перевеса,

обобщения, классификации,

система защиты, атака,

устанавливать аналогии и причинно-

пешка и ее роль,

следственные связи, строить

разрушение

рассуждения.

королевского
прикрытия.
Промежуточная
аттестация.
Всего

34 ч

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».