РП Написание итогового сочинения 10-11

Приложение к ООП СОО

Написание итогового сочинения
(рабочая программа для обучающихся 10-11 класса)

Планируемые результаты курса
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником
занимают одно из важных мест в системе образования. Курс «Как работать над сочинением»
предназначен для подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе, сопутствует
анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности
учителя и учащихся.
Цели данного курса
1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,
2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,
3) систематизировать знания по теории написания сочинения, закрепить полученные знания на
практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,
4) развивать творческие способности.
Основные задачи курса:
1) вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально
активной личности,
2) пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству,
3) помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения
по литературе,
4) совершенствовать речевую культуру школьников.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и рекомендована для учащихся 10-11
класса.
Планируемые результаты освоения образовательной программы элективного курса
Личностные:
– предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных
произведений,
– планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым
литературным и общекультурным местам;
– предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих
предметных интересов;
– быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
– определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
– работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных
отношений;
– быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
– понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с
культурной традицией;
– понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.
Метапредметные:
– работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять
маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать
рецензию, аннотацию и др.);
– усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными
текстами;
– системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
– общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
– усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;
– владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему,
интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы,
1

предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к
корректировке и дальнейшему исследованию;
– участвовать в полемике, будучи толерантным;
– уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
– уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
– пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками
информации, в том числе электронными;
– быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничеству в парах или
группах.
– быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы,
полемику, диалог;
– приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности,
диалогу с окружающими людьми;
– сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках
толерантных отношений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
· Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;
· Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
· Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение
художественных произведений;
· Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературно-критические оценки;
· Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания,
композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа,
художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности
художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола,
аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
· Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими
понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры;
литературные направления и течения; стихотворные размеры;
· Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в
условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая
при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по
определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический
материал в соответствии с темой.

2

Содержание курса
Раздел 1. Введение: что, когда, зачем и как? (1 час)
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение
понятий тема - проблема - тезис.
Раздел 2. Работа по тематическим направлениям. (32 часа часов)
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение.
Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
Особенности разделов и подразделов закрытого банка ИС.
Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование.
Развёрнутый план работы рад сочинением.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная
часть сочинения. Виды заключений.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
Редактирование текста сочинения

3

Тематическое планирование
№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Вид
занятия

1.

Тематические направления.
Критерии оценивания. Различение
понятий тема - проблема - тезис.
Подготовка к написанию
сочинений по разделу «Духовнонравственные ориентиры в жизни
человека»

1

Вводный
урок

2

Лекция

Категория 1.1. Внутренний мир
человека и его личностные
качества
Работа над сочинением
Категория 1.2. Отношение
человека к другому человеку
(окружению), нравственные
идеалы и выбор между добром и
злом
Работа над сочинением
Категория 1.3. Познание
человеком самого себя
Работа над сочинением

2

Практикум

сочинение

2

Практикум

сочинение

2

практикум

сочинение

Категория 1.4. Свобода человека
и ее ограничения
Работа над сочинением
Подготовка к написанию
сочинений по разделу «Семья,
общество, Отечество в жизни
человека»

2

практикум

сочинение

2

лекция

сочинение

2

практикум

2

4

5

6

7

8

9

.
2.1. Семья, род; семейные
ценности и традиции. Работа над
сочинением

Виды
Вид
самост.
контроля
работы
конспектир
ование
конспектир
ование

10

2.2. Человек и общество. Работа
над сочинением

2

Практикум

сочинение

11

2.3. Родина, государство,

2

практикум

сочинение
4

гражданская позиция человека
Работа над сочинением
12

Подготовка к написанию
сочинений по разделу « Природа
и культура в жизни человека»

2

лекция

конспект

13

3.1. Природа и человек. Работа над
сочинением
3.2. Наука и человек. Работа над
сочинением
3.3. Искусство и человек. Работа
над сочинением
3.4. Язык и языковая личность
Работа над сочинением
Итоговая диагностическая работа
«Проба пера».
Анализ работ. Коррекция
ИТОГО

2

Практикум

сочинение

2

Практикум

сочинение

2

Практикум

сочинение

2

Практикум

сочинение

4

Урок
контроля

сочинение

14
15
16
17
18

1
34

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».