РП «Шаги к успеху» -5-9 класс

Приложение к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по сопровождению обучающихся с ЗПР
«Шаги к успеху»
для обучающихся 5–9 классов

1

Пояснительная записка
Программа состоит из трех основных блоков:
«Личность» - направлен на осознание обучающимися своих личностныхособенностей и
оптимизацию отношения к себе;
«Деятельность» - Осознание себя в системе учебной деятельности;
«Общение» - Осознание себя в системе отношений с другими людьми.
Цель курса: Основной целью создания данной программы является формирование
психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны
ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной
деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно
отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условийпроявления
личностного потенциала ребенка.
Задача курса:

1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:



развитие пространственного восприятия;



коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения,объема
внимания;



развитие мелкой моторики;



развитие памяти (зрительной, слуховой);



опосредованного запоминания



развитие фонематического слуха и восприятия;



развитие мышления.



развитие мыслительных операций;



развитие понятийного мышления;



развитие воображения;

2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным

поведением, развитие внутренней активности, формированиеадекватной самооценки,
формирование поведения адекватного социальнымнормам.

3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и

невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать
беседу диалог.

4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

2



Планируемые результаты изучения курса
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;



чувство единства, умение действовать согласованно;



готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;



целостная психолого-педагогическая культура;



учебные мотивы;



устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;



основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез,умение
выделять существенные признаки и закономерности);



адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;



адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми
ожиданиями других;



нравственно-моральные качества:



повышение уровня развития психических функций;



улучшение социальной адаптации;



преодоление моторной неловкости;



расширение зоны ближайшего развития ребенка;



формирование и закрепление познавательных интересов



развитие любознательности,



сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;



развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любогочеловека;



воспитание чувства справедливости, ответственности;



развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления



сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;



анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте,выделять
условие и вопрос, данное и искомое;



искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы;




моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково в символические средства для моделированияситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;



выбирать наиболее эффективный способ решения;



моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи,
использовать его в ходе самостоятельной работы;



выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;



анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданнымиправилами;
3



включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемныхвопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;



аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;



сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием



контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки



анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из нихверные



применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы дляработы с
головоломками;



выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;



анализировать расположение деталей в исходной конструкции



выявлять закономерности;



объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;



объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии



выделять существенные признаки предметов;



сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;



классифицировать явления, предметы;



определять последовательность событий
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ВОСПИТАНИЯ

Воспитательный потенциал предмета «Шаги к успеху » реализуется через:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со взрослыми и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений, событий через обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны
и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков.
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования
у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей
через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной литературы и
искусства.
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
 Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
 Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательноевоздействиеналичностьвсоответствиисвоспитательнымидеалом, целью и задачами
воспитания.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в
урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести
навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
4

отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 5 КЛАСС ( 34 ЧАСА)
№

Разделы

Тематика

Всего количество
часов

1

Вводное
занятие

Знакомство.

1

Снятие психоэмоционального
напряжения. Психогимнастика.

2

3

4

5

6

7

Общение

Развитие
речи

Внимание

Память

Мышление

Понимание контекстной речи

1

Чувства

1

Составление рассказа по сюжетным картинкам

1

Составление рассказа по картине

1

Составление предложений из заданных слов

2

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

Объем внимания

2

Зрительная память.

3

Слуховая память

1

Словесно – логическая память.

2

Продуктивность запоминания.

1

Полнота и точность представлений.

1

Развитие наглядно-действенного мышления

3

Развитие наглядно-образного мышления

2

Развитие элементов логического мышления

2

Мои
достижения

3

Всего

34

5

№

Разделы

1

Вводное
занятие
Общение

2

3
4

5

6

7

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 6 КЛАСС ( 34 ЧАСА)
Тематика
Всего количество
часов
1
Язык жестов и движений (пантомимика).

2

Язык эмоций и чувств (мимика).

3

Мое настроение.

1

Деловое общение.

1

Ощущение и
восприятие

Целостность восприятия.

1

Восприятие времени и пространства.

1

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

Объем внимания

2

Полнота и точность представлений.

2

Зрительная и слуховая память.

3

Продуктивность запоминания.

2

Логическая память.

2

Развитие словесно-логического мышления

2

Развитие мыслительных операций

2

Решение логических задач

2

Память

Мышление

Мои
достижения
Всего

1
34

6

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 7 КЛАСС ( 34 ЧАСА)
Тематика
Всего количество
часов

№

Разделы

1
2

Вводное занятие
Ощущение и
восприятие

Восприятие времени и пространства.

1
1

Развитие глазомера

1

Общение

Язык эмоций и чувств (мимика)

1

Язык жестов и движений (пантомимика)

1

Сплочение коллектива.

1

Мое настроение.

1

Нравственность.

1

Мой характер.

2

Составление рассказа по картине

1

Работа с деформированными предложениями

1

Тренировка техники чтения

1

Устойчивость внимания.

2

Распределения внимания.

2

Объем внимания

2

Развитие зрительной памяти

2

Развитие слуховой памяти

2

Развитие логической и механической памяти.

2

Развитие мыслительных операций:
обобщение и классификация

1

Развитие мыслительных операций: анализ и
синтез

1

Развитие мыслительных операций:

2

Развитие логического мышления

2

Решение логических задач

2

3

4
5

6

7

8

9

Воля
Речь

Внимание

Память

Мышление

Мои достижения
Всего

1
34

7

№ Разделы
1
2
3
4

5

6

7
8

9

Вводное
занятие
Ощущение и
восприятие
Общение
Речь

Внимание

Память

Кем быть?
Мышление

Мои
достижения
Всего

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 8 КЛАСС ( 34 ЧАСА)
Тематика
Всего количество
часов
1
Эмоции

1

Общение в семье

1

Вербальное и невербальное общение.

2

Составление рассказа по картине

2

Работа с деформированными предложениями

1

Работа с деформированным текстом

1

Тренировка техники чтения

2

Концентрация внимания.

2

Переключение внимания.

2

Устойчивость

2

Объем

2

Развитие зрительной памяти

2

Развитие слуховой памяти

2

Мир профессий

2

Личностные особенности в выборе профессий

2

Развитие словесно-логического мышления

2

Развитие мыслительных операций: анализ,
синтез, сравнение, обобщение.

2
1
34

8

Тематическое планирование уроков
коррекции познавательной деятельности 9 КЛАСС ( 34 ЧАСА)
№

Разделы

1

Вводное
занятие
Ощущение и
восприятие
Общение

2
3

4

5

6

7

8
9

Речь

Внимание

Память

Мышление

Кем быть?
Мои
достижения
Всего

Тематика

Всего количество
часов
1

Восприятие времени и пространства.

1

Я и другие

1

Чувства. Функции чувств .

1

Выражение чувств.

1

Вербальное и невербальное общение

1

Составление рассказа по картине

1

Работа с деформированными предложениями

1

Работа с деформированным текстом

1

Написание изложения

1

Тренировка техники чтения. Пересказ.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

Объем внимания.

2

Развитие зрительной и слуховой памяти.

2

Логическая память.

2

Опосредованное запоминание

2

Развитие мыслительных процессов

2

Решение логических задач

2

Мир профессий

2

Личностные особенности в выборе профессий

2
2
34

9

Календарно-тематическое планирование для 5 класса

4.

Цель: оказание психологической помощи учащимся с задержкой психического развития,
путём развития психофизических функций с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
воспитанников с ОВЗ;

2. Осуществление индивидуально ориентированной помощи с учётом особенностейпсихического
или физического развития, индивидуальных возможностей детей;

3. Свревременное выявления нарушений;
4.Профилактика нарушений;
5.Консультативно-методическая работа;

№
п.п
1.

Тема

Содержание

Количество
занятий
1

Вводное
занятие

Знакомство.
Снятие
психоэмоционального
напряжения.
Психогимнастика.

2

Общение

Понимание контекстной
речи
Мои чувства

2

3

Развитие речи

Составление рассказа по
картинке
Составление рассказа по
сюжетным картинкам
Составление
предложений из
заданных слов

4

3

Внимание

Устойчивость внимания
Переключение внимания
Распределение

8

Дата

По факту

10

внимания
Объем внимания
Зрительная память
Слуховая память
Словесно-логическая
память
Продуктивность
запоминания
Полнота и точность
представлений

4

Память

6

Мышление

Развитие нагляднодейственного мышления
Развитие нагляднообразного мышления
Развитие элементов
логического мышления

7

Мои
достижения

Я научилась
Я могу

8

7

11

Календарно-тематическое планирование на учащихся 6 класса с задержкой
психического развития

Цель: оказание психологической помощи учащимся с задержкой психического развития,
путём развития психофизических функций с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
воспитанников с ОВЗ;

2. Осуществление индивидуально ориентированной помощи с учётом особенностейпсихического
или физического развития, индивидуальных возможностей детей;

3. Свревременное выявления нарушений;
4.Профилактика нарушений;
5.Консультативно-методическая работа;
Занятия проводятся один раз в неделю

№
п.п
1.

Тема

Содержание

Вводное
занятие

Рассматриваем
понятие психики,
психологии человека,
знакомимся с
понятием мозг
человека и за что он
отвечает.

2

Общение

Изучение языка
жестов и движенийпантомимика,
упражнения.
Изучение языка
эмоций и чувствмимика, упражнения
Мое настроение,

Количество
занятий
1

Дата

По факту

7

12

делаем дерево своего
настроения.
Навыки делового
общения
3

Ощущение и
восприятие

Упражнения на
восприятие времени и
пространства,
целостность
восприятия

2

4

Внимание

«Графический
диктант»,
«Корректурная
проба», «Что
изменилось в
рисунках»,
«Путаница», «Кто
воспитаннее».

8

5

Память

«Посмотри и
запомни», «Кто,что и
сколько»,
«Зашифрованная
картинка»,
«Запомни»

9

6

Мышление

6

7

Мои
достижения

«Букет»,
«Продолжи»,
«Продолжи
предложение», «Что
лишнее и почему?»
«Я знаю, я могу»

1

13

Календарно-тематическое планирование на учащегося 7 класса с
Цель: оказание психологической помощи учащимся с задержкой психического развития,
путём развития психофизических функций с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
воспитанников с ОВЗ;

2. Осуществление индивидуально ориентированной помощи с учётом особенностейпсихического
или физического развития, индивидуальных возможностей детей;

3. Своевременное выявления нарушений;
4.Профилактика нарушений;
5.Консультативно-методическая работа;
Занятия проводятся один раз в неделю

№
п.п
1.

Тема

Содержание

Количество
занятий
1

Вводное
занятие

Рассматриваем
понятие психики,
психологии человека,
знакомимся с
понятием мозг
человека и за что он
отвечает.

2

Ощущение и
восприятие

Восприятие времени и
пространства, развитие
глазомера.
«Определи отрезок»,
«Сколько жидкости
поместится»

2

3

Общение

«Зеркало»
«Карлсон сказал»
«Литературный
перессказ»

4

Дата

По факту

14

«Взаимодействие»
«Комплитент»
«Зеркальная стена»
«Зеркало и обезьяна»

4

Воля

«Найди отпечатки»
«Мозаика»
«Перепутанные
линии»

3

5

Развитие речи

3

6

Внимание

Составление
раасказов, работа с
запутанными
предложениями и др.
«Графический
диктант»
«Корректурная проба»
«Что изменилось»

7

Память

6

8

Мышление

«Заполни квадрат»
«Магнитофон»
«Продолжи ряд»
«Продолжи слово»
«Кто больше»
«Придумай
продолжение»
«Что перепутали»

9

Мои
достижения

«Я могу, я умею»

1

6

8

15

Календарно-тематическое планирование на учащуюся 8 класса с задержкой
психического развития

Цель: оказание психологической помощи учащимся с задержкой психического развития,
путём развития психофизических функций с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
воспитанников с ОВЗ;

2. Осуществление индивидуально ориентированной помощи с учётом особенностейпсихического
или физического развития, индивидуальных возможностей детей;

3. Свревременное выявления нарушений;
4.Профилактика нарушений;
5.Консультативно-методическая работа;

№
п.п
1.

Тема

Содержание

Вводное занятие

Знакомство.
Снятие
психоэмоционального
напряжения.
Психогимнастика.

2

Эмоции

1

2

Общение в семье

Виды эмоций и их
значение. «Мой город
эмоций»
«Мое богатствосемья»
Изучаем мимику и
пантомимику.

Вербальное и
невербальное
общение

Количество
занятий
1

Дата

По
факту

1
2

3

Составление
рассказа по
картинке

Учимся составлять
рассказ .
Рассказ о льве.

1

3

Работа с

«Восстанови слова,

1

16

4
6

7

деформированными
предложениями

используя слоги»
«Добавь в рифму
недостающее слово»
«Восстанови
деформированный
текст»

Тренировка
техники чтения
Концентрация
внимания

Учимся правильно и
быстро читать. Время
«Квадраты на счет»
«Счет»
«10 в таблице»
«Что изменилось в
композиции»
«Корректурная проба»
«Кто воспитаннее»

2

«Найди ошибки»
«Соедини»
«Зачеркни буквы,
которые не могут быть
заглавными»
«Квадраты на объем»
«Заметь все»
«Выполни по образцу»
«Найди фигуры»
«Кто, что и сколько»
«Дорисуй»
«Узнай по звуку»
«Телеграфисты»
«Магнитофон»
«Угадай по голосу»
Знакомство с миром
профессий и их
значением.
Определение личной
направленности .

2

Личностные
особенности в
выборе
профессии

«Составь разрезанную
картину»
«Продолжи ряд»

2

Развитие
словеснологического
мышления

«Букет»
«Пятый лишний»

2

Развитие
мыслительных
операций:анализ,
синтез,
сравнение,

«Птица,зверь,рыба»

2

Переключение
внимания

Устойчивость
внимания

Объем внимания

Развитие
зрительной
памяти
Развитие
слуховой памяти

Мир профессий

2

2

2

2

2

2

17

обобщение
Мои достижения

«Четвертый лишний»
«Что изменилось»

1

Календарно-тематическое планирование на учащегося 9 класса с задержкой
психического развития

Цель: оказание психологической помощи учащимся с задержкой психического развития,
путём развития психофизических функций с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
воспитанников с ОВЗ;

2. Осуществление индивидуально ориентированной помощи с учётом особенностейпсихического
или физического развития, индивидуальных возможностей детей;

3. Свревременное выявления нарушений;
4.Профилактика нарушений;
5.Консультативно-методическая работа;
Занятия проводятся один раз в неделю

№
п.п
1.

Тема

Содержание

Вводное
занятие

Рассматриваем понятие
психики, психологии
человека, знакомимся с
понятием мозг
человека и за что он
отвечает.

2

Ощущение и
восприятие

Тесты на изучение
зрительных, слуховых,
двигательных,
тактильных, болевых
ощущений и
восприятий.
Упражнения на
развитие ощущений
различной
модальности.

Количество
занятий
1

Дата

По факту

18

3

Общение

Упражнения на
развитие навыков
общения и
взаимодействия между
людьми
«Карлсон сказал»,
«Литературный
перессказ», «Зеркало и
обезьяна», «Компот»,
«Путаница»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент»

4

3

Речь

Составление рассказовпо
картинкам и
сюжетным картинкам,
работа с
деформированными
предложениями.

6

4

Внимание

«Лабиринт», «Что
изменилось»,
«Путаница»,
«Графический
диктант»,
«Коррекатурная проба»

6

6

Память

6

7

Мышление

8

Мой выбор
«Кем быть?»

«Посмотри и запомни»,
«Кто,что и сколько»,
«Зашифрованная
картинка», «Запомни»
«Букет», «Продолжи»,
«Продолжи
предложение», «Что
лишнее и почему?»
Тренинги на выявление
профессиональных
интересов.

9

Мои
достижения

4

4

2

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».